Путь
Эдуарда
Путерброта
Автор: Татьяна Петенина
«Дагестан»,
№3, 2011
Закончился 2010 год. Год Эдуарда Путерброта. Идея обозначить прошедший год этим именем была инициирована не случайно.
12 сентября художнику, сценографу, педагогу, художественному критику, основоположнику дагестанского авангарда Эдуарду Моисеевичу Бутерброту исполнилось бы 70 лет. Он ушел из жизни
в 53 года, достигнув духовной и творческой зрелости. Личность этого человека, безвременный и трагический уход, вся его подвижническая жизнь заставляют задуматься о судьбе нашей культуры в целом и художника-творца, в частности. Потому что
есть в истории культуры каждого народа имена, за которым стоит гораздо больше, чем просто поэт, художник, просветитель.
И после их ухода остается ниша, которую долго невозможно заполнить, а может быть и никогда… Эдуард Путерброт — один
из них.
Еще в апреле прошлого года в московском театре «Школа драматического искусства» друзья Эдика (так называли его при жизни) организовали выставку, представляющую современное дагестанское искусство и посвященную его памяти. В Дагестане
к его юбилею практически на всех выставочных площадках были открыты интересные экспозиции, раскрывающие разные грани
его творчества. Музей ИЗО представил из своих фондов работы раннего «фигуративного» периода.
Галерея «VAGIDAT» провела день памяти Э. Путерброта,
сделав акцент на его сценографии. «Первая галерея»
в Каспийске открыла ретроспективную выставку «Возрождение»
из 65 работ, предоставленных семьей Эдуарда Моисеевича. Большая часть из них впервые выставляется в Дагестане.
И, наконец, Музей истории города Махачкалы организовал обширную экспозицию под лаконичным названием «Кодекс»,
где рядом с произведениями Эдика разместились работы художников его круга, и не только. Все выставки сопровождались изданиями, наиболее значительным из которых является альбом-каталог «Возрождение» c замечательной вступительной статьей московского искусствоведа В. Мейланда, и «почти»
раскрывают нам неоднозначный феномен Художника.
И все назначение художественно просветительской деятельности
Э. М. Путерброта еще не оценено нашим общественным сознанием
в полной мере, не столько в силу нашего невосприятия современного искусства (во многом благодаря Эдику мы изрядно продвинулись в этом отношении), сколько в силу масштабности, пожалуй, неисчерпаемости этой личности. В течение двух десятилетий Эдуард Путерброт был негласным духовным лидером дагестанской интеллигенции, чему не мало способствовали его блестящая эрудиция, прекрасное знание современной западной культуры, приобрести которое в застойные годы было непросто.
Как пишет близкий друг Эдика художник Магомед Кажлаев «Информации о новом искусстве не было практически никакой.
В те годы что-то блеснёт, маленькая заметка о каком-нибудь западном корифее появится где-то — и для нас этого было достаточно, потому что мы уже были наполнены.»
А вот что говорит директор Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов: «Я познакомился с ним на рубеже
60-х и 70-х… Меня сразу потрясли его информированность, его образованность и талант. В Махачкале тогда представления
о современном искусстве не было никакого и ни у кого.
А я от Эдика узнал, например, имя Бориса Гройса (культуролог, философ, теоретик современного искусства).
Казалось бы, это я, живя в Москве должен был рассказывать ему
о ведущих теоретиках и критиках современного искусства. А получалось наоборот: я многое узнавал
от живущего в Дагестане Путерброта».