Образец
Друга
Автор: Полина Санаева
Дагестанского художника Эдуарда Путерброта убили в ноябре 1993 года на пороге махачкалинской квартиры. Последние
десять лет в Дагестане его работ не видели. Несколько картин есть в музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой. Что-то осталось
у друзей. «Первая галерея» собирала из них экспозицию. Давно. Издавала его статьи.
Но богатейшее и незнакомое нам творческое наследие Путерброта хранится в семье.
Его вдова провела в Москве три выставки.
Сын сделал сайт. Что еще все они могли предпринять? Только сохранить работы до неопределенного времени, когда они станут востребованными. И вот, в юбилейный год
(в 2010-ом художнику исполнилось бы 70) наконец пришла пора извлекать картины из запасников —
в Москве, в театре «Школа драматического искусств» 19 апреля торжественно открылась выставка «Память» Эдуарда Путерброта,
Магомеда Кажлаева, Ибрагимхалила Супьянова
и Апанди Магомедова.
Они прожили без него эти 17 лет. Ощущая пустоту, образовавшуюся после его смерти, они творили, шли каждый своим, очень особенным путем, и все же, всегда были связаны. Дагестанские художники Кажлаев, Супьянов, Апанди… Тонкие связи и разные дороги, которые пересекаются в жизни
и на выставках. И тогда сразу заметно это их единство, — без борьбы противоположностей.
В сочетании с работами их учителя, друга и первого авангардиста в Дагестане — смотрится бесконечно гармонично, законченно, верно. Как будто все части пазла наконец-то на своих местах. И каждая из этих частей самодостаточна. И каждая из этих работ — живет, излучает энергию и силу.
Искусствовед Вильям Мейланд написал, что «Эдуарду очень хотелось нарастить необходимый культурный слой, создать коллектив друзей-единомышленников, с которыми можно
было бы пробиться в большое мировое пространство культуры». Безусловно, он его создал — Олег Пирбудагов, Юрий Августович, Жанна Колесникова, участники нынешней выставки… — они остались этим кругом, в центре которого по-прежнему Э. Путерброт. Только теперь они пробиваются одни… И надеются на появление последователей.
Мы мало знаем о них, живущих рядом с нами.
О Путерброте — и того меньше. Даже студенты художественных вузов незнакомы с его творчеством, не видят его, как не видят,
например, работ другого классика —
Халилбека Мусаева.
Более или менее известна его фраза:
«Я, Путерброт Эдуард, думаю, прежде всего, художник данного места, данного края. Сложно искал я свой путь между своим Востоком
и своим Западом,
Вашим востоком
и Вашим Западом.
Нашел его
в попытках чтения знаков
и линий, выданных людям
до меня.
Образец
Друга
Автор: Полина Санаева
Дагестанского художника Эдуарда Путерброта убили в ноябре
1993 года на пороге махачкалинской квартиры. Последние
десять лет в Дагестане его работ не видели. Несколько картин
есть в музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой. Что-то осталось у друзей. «Первая галерея» собирала из них экспозицию. Давно. Издавала его статьи. Но богатейшее и незнакомое нам творческое наследие Путерброта хранится в семье. Его вдова провела в Москве три выставки. Сын сделал сайт. Что еще все они могли предпринять? Только сохранить работы до неопределенного времени, когда они станут востребованными. И вот, в юбилейный год (в 2010-ом художнику исполнилось бы 70) наконец пришла пора извлекать картины из запасников — в Москве, в театре «Школа драматического искусств» 19 апреля торжественно открылась выставка «Память» Эдуарда Путерброта, Магомеда Кажлаева, Ибрагимхалила Супьянова и Апанди Магомедова.
Они прожили без него эти 17 лет. Ощущая пустоту, образовавшуюся после его смерти, они творили, шли каждый своим, очень особенным путем, и все же, всегда были связаны. Дагестанские художники Кажлаев, Супьянов, Апанди… Тонкие связи и разные дороги, которые пересекаются в жизни и на выставках. И тогда сразу заметно это их единство, — без борьбы противоположностей. В сочетании с работами их учителя, друга и первого авангардиста
в Дагестане – смотрится бесконечно гармонично, законченно, верно. Как будто все части пазла наконец-то на своих местах.
И каждая из этих частей самодостаточна. И каждая из этих работ — живет, излучает энергию и силу.
Искусствовед Вильям Мейланд написал, что «Эдуарду очень хотелось нарастить необходимый культурный слой, создать коллектив друзей-единомышленников, с которыми можно
было бы пробиться в большое мировое пространство культуры». Безусловно, он его создал — Олег Пирбудагов, Юрий Августович, Жанна Колесникова, участники нынешней выставки… — они остались этим кругом, в центре которого по-прежнему Э. Путерброт. Только теперь они пробиваются одни… И надеются на появление последователей.
Мы мало знаем о них, живущих рядом с нами. О Путерброте — и того меньше. Даже студенты художественных вузов незнакомы с его творчеством, не видят его, как не видят, например, работ другого классика — Халилбека Мусаева.
Более или менее известна его фраза:
«Я, Путерброт Эдуард, думаю, прежде всего, художник данного места, данного края. Сложно искал я свой путь между своим Востоком и своим Западом, Вашим востоком и Вашим Западом. Нашел его в попытках чтения знаков
и линий, выданных людям до меня.
Их неоднозначность дает возможность читать книгу смыслов
во времени, в опыте, в общении. Стараюсь сочинять символы,
их сочетания, и импровизировать на их темы. В работе даю только толчок, провокации. В зрителе должен расти сюжет, в каждом — свой». Но что стоит за этими словами, понимают немногие.
Путерброт — гений добрый. Не только художник, но человек.
И те, кто знал его лично, вспоминают что-то особенное из их отношений. В каждом он принял участие, повлиял, сыграл роль, остался не замененным, в принципе незаменимым. Что говорить
о художниках «Памяти».
Магомед Кажлаев:
— Он был талантлив во всем — педагогике, живописи, графике, сценографии, литературе, журналистике... Многие люди дорожили
и гордились дружбой с ним, он был открыт и добр, всегда был готов прийти на помощь. Сколько молодых тогда людей по сей день
с благодарностью хранят воспоминания о его помощи
и моральной поддержке в важнейшие моменты их жизни!
В своем творчестве Эдуард Путерброт естественно обходил,
а то и игнорировал, временные и географические границы, региональную замкнутость. Выставляясь в городах и странах, своими работами художник отвергал условные границы, разделяющие народы, был понятен и интересен всюду,
везде возвеличивая Дагестан, его людей и его культуру. Перечитывая искусствоведческие статьи Эдуарада Путерброта,
мы с восхищением убеждаемся, насколько верны
и проницательны его оценки. Его работы — живопись, графика, сценография, статьи по искусству всегда были на виду
у просвещенного зрителя страны, и сегодня являются золотым спасительным фондом нашей культуры.
В годы отторжения властью Халил-бека Мусаева именно Эдик являлся стоическим защитником и пропагандистом творчества этого великого дагестанского художника. Достойна уважения
его борьба за русский авангард из собрания Дагестанского музея.