Эдуард

Путерброт.

Гений

Автор: Борис Бергер

Даос из Дагестана.

 

Когда я уехал из Махачкалы мы изредка переписывались.

 

Он писал удивительные письма. «Знаю, что Львов красивый город, я там был, влюбился в город,
и думаю, что там может жить художник. И даже знаю, что много хороших художников там живет. Это не Махачкала. Но, слава богу, и Махачкала город. Мне его хватает. У нас есть и счастливые новости. Самое большое счастье — мастерская. Светлая.
С видом на море. Газ. Там. Уже пишу. Картины.
О плохом писать не буду. Только о хорошем.»

 

Я был в этой мастерской. Правда всё. Это действительно прекрасно. Из окна — море
и камыши. Тишина. Дзен.

 

Я сидел и рассматривал альбом Хокусая,
а Он показывал в окно, наливал и говорил — вот здесь моя Япония.
Его письма напоминали письма самурая, которого отправили защищать границу северной провинции. Хотя жизнь его происходила на юге.

 

Путерброт — человек южной культуры. Школа Юга.

 

Ну а в миру: если вы смотрели фильм «Стиляги»,
то это про него.
Он был главным стилягой Махачкалы в юности. В нём уживались высокое чувство юмора, энциклопедические знания, удивительная доброта; озорство юноши и ответственность мастера

 

Истина парадоксальна. Словами не передать.

 

Дома у него всегда можно было найти лучшие альбомы по искусству, первое издание философии супрематизма, фарфор тех времён, а в мастерской сотни картин, скульптур, рассказов, зарисовок.
Это был человек ума и сердца.

 

Ум позволил ему превратиться из городского принца в художника и даже заместитель председателя союза художников Дагестана.
Сердце заставляло его рисовать.

 

Сильный человек может позволить себе быть добрым — это про него. Живопись Путерброта эмоциональна и философична — экспрессия
и знаки.

 

Он работал в театре и создавал удивительные миражи. Театральная мистерия Эдика Путерброта была очень наполнена доброй иронией, юмором
и любовью. Помню декорации к спектаклю «Деловые люди» — две клетки с узким как для львов в цирке переходом между клетками.
И актерам, чтоб попадать из одного пространства
в другое, приходилось ползать на четвереньках. Помню, он любил делать декоративные камни и раскидывать их по сцене, чтоб актерам было трудно ходить и чтобы они играли точнее и были более сосредоточены.

 

Эдик культивировал вокруг себя целую диаспору дагестанских художников, бесконечно и бескорыстно помогая им. Он создавал свой круг. Дагестанскую школу Юга.

 

Он очень повлиял на многих хороших известных художников дав каждому из них элемент своего знания мира и мира живописи.

Эдуард

Путерброт.

Гений

Автор: Борис Бергер

В несвободное брежневское время театральная живопись была загадочным оазисом, куда не часто приходили голубые мундиры и цензоры.

 

В этом волшебном мире своих снов и фантазий жил удивительный гениальный художник Эдуард Путерброт.

 

На каждой городской выставке его картины вызывали стресс на фоне шаблонного соцреализма и прочего салонного реализма.
Но сам Эдуард был во много раз больше, чем все его картины. И только огромное чувство юмора
и сила духа помогали ему вписываться в социум — быть главой семьи, растить двоих детей, быть членом союза художников и т.д.

 

Как-то я спросил его после выставки: почему так много у вас доброты и почему всё так ласково
и несмело? Он заулыбался и ответил:

Даос из Дагестана.

 

Когда я уехал из Махачкалы мы изредка переписывались.

 

Он писал удивительные письма. «Знаю, что Львов красивый город,
я там был, влюбился в город,
и думаю, что там может жить художник. И даже знаю, что много хороших художников там живет. Это не Махачкала. Но, слава богу, и Махачкала город. Мне его хватает. У нас есть и счастливые новости. Самое большое счастье — мастерская. Светлая. С видом на море. Газ. Там. Уже пишу. Картины.
О плохом писать не буду. Только о хорошем.»

 

Я был в этой мастерской. Правда всё. Это действительно прекрасно. Из окна — море и камыши. Тишина. Дзен.

 

Я сидел и рассматривал альбом Хокусая, а Он показывал в окно, наливал и говорил — вот здесь моя Япония. Его письма напоминали письма самурая, которого отправили защищать границу северной провинции. Хотя жизнь его происходила на юге.

 

Путерброт — человек южной культуры. Школа Юга.

 

Ну а в миру: если вы смотрели фильм «Стиляги», то это про него.
Он был главным стилягой Махачкалы в юности. В нём уживались высокое чувство юмора, энциклопедические знания, удивительная доброта; озорство юноши и ответственность мастера

 

Истина парадоксальна. Словами не передать.

 

Дома у него всегда можно было найти лучшие альбомы
по искусству, первое издание философии супрематизма, фарфор тех времён, а в мастерской сотни картин, скульптур, рассказов, зарисовок. Это был человек ума и сердца.

 

Ум позволил ему превратиться из городского принца в художника
и даже заместитель председателя союза художников Дагестана. Сердце заставляло его рисовать.

 

Сильный человек может позволить себе быть добрым — это про него. Живопись Путерброта эмоциональна и философична — экспрессия и знаки.

 

Он работал в театре и создавал удивительные миражи.
Театральная мистерия Эдика Путерброта была очень наполнена доброй иронией, юмором и любовью.Помню декорации
к спектаклю «Деловые люди» — две клетки с узким как для львов
в цирке переходом между клетками. И актерам, чтоб попадать
из одного пространства в другое, приходилось ползать
на четвереньках. Помню, он любил делать декоративные камни
и раскидывать их по сцене, чтоб актерам было трудно ходить
и чтобы они играли точнее и были более сосредоточены.

 

Эдик культивировал вокруг себя целую диаспору дагестанских художников, бесконечно и бескорыстно помогая им. Он создавал свой круг. Дагестанскую школу Юга.

 

Он очень повлиял на многих хороших известных художников дав каждому из них элемент своего знания мира и мира живописи.
В несвободное брежневское время театральная живопись была загадочным оазисом, куда не часто приходили голубые мундиры
и цензоры.

 

В этом волшебном мире своих снов и фантазий жил удивительный гениальный художник Эдуард Путерброт.

 

На каждой городской выставке его картины вызывали стресс
на фоне шаблонного соцреализма и прочего салонного реализма.
Но сам Эдуард был во много раз больше, чем все его картины.
И только огромное чувство юмора и сила духа помогали ему вписываться в социум — быть главой семьи, растить двоих
детей, быть членом союза художников и т.д.

 

Как-то я спросил его после выставки: почему так много у вас доброты и почему всё так ласково и несмело? Он заулыбался
и ответил:

 

«Не смело? Возможно. Посмотрим на вашу смелость, когда придёт время.»

После этого на одной из последних выставок он представил
работы предельно минималистичные, чёрно-белый схематичный пуантилизм, на грани концептуализма и авангарда начала 20 века, что вызвало шок уже у всех «любителей дагестанского искусства».

 

15 ноября 1993 года он трагически погиб в схватке с бандитами.

 

Погиб, но не пустил их в свой дом и защитил свою семью. Вечная ему память.

 

Аминь.